Этот раздел будет не похож на другие отчёты о походах, поскольку я в этом походе-семинаре была не организатором , всего лишь участником похода. Поэтому, эта статья скорее рассказ о походе-семинаре, а не отчёт.
Итак начнем.
Старт похода традиционно начался у метеостанции Ангарский перевал. Большинство туристических групп идущих покорять третью по величине вершину Крымских гор, стартуют именно с этого места.
В мероприятии принимали участие:
Работники образовательных организаций Республики Крым - организатор: Репецкий Максим, и Иван и Наталья Фачук, а также ваша покорная слуга.
Молодёжь в возрасте от 18 до 35 лет.
В ходе семинара молодеж должна будет приобрести практические навыки в преодолении препятствий и безопасном передвижению по пересечённой местности в зимнее время, а также узнать о принципах организации безопасности и радиосвязи , работы с туристским снаряжением и ориентированию на местности.
Официальными организаторами мероприятия с 24 по 26 января 2025 года стали: «Школа экспедиционной подготовки «Турист Крыма» при поддержке Фонда президентских грантов.
Судя по облакам, цепляющимся за отроги Ангар-Бурун подъем по Холодному кулуару обещал быть промозглым и прохладным.
Поднявшись выше метеостанции примерно на пол километра мы свернули в право и ушли в сторону восточного отрога Ангар Бурун, горы Сахарная головка. Этот поросший лесом, и сильно разрушенный отторженец от основной гряды. И лишь невысокая безлесная возвышенность на ее верщине увенчанная скалой в виде усечённого конуса лысая, которая со стороны напоминает сахарную головку - твердый сладкий конус, производимый нашей пищевой промышленностью, ещё до появления сахара песка и сахара рафинада. Старинное название горы Хуш-Кая. Высота горы 1053 метра над уровнем моря и стоит она в полутора километрах от Ангарского перевала и соеденена с Ангар Бурун небольшой седловиной длиной в пару сотен метров.
Дорога к головке шла в основном по буковому лесу и по пути к седлу Сахарной головки и Чатыр-Дагу, мы прошли остатки старой лыжной станции. Лет сорок тому назад, в восьмидесятых годах прошлого века, когда зимы были снежные, в этом месте работал лыжный подьемник.
Добравшись к седлу Сахарной головки мы сходи на смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид на восточные склоны Чатыр-Дага, Ангарский перевал, а так же отроги Северной Демерджи, Эльз-Кая и Пахкал-Кая.
Перед подъемом был инструктаж о порядке движения.
У входа в Холодный кулуар мы ещё раз проверили снаряжения, веревки, надели на себя страховочные обвязки,кошки, взвалили на плечи рюкзаки, и взяв в руки ледорубы начали подъем по Холодному кулуару к вершине Чатыр-Дага, Ангар-Бурун .
Было холодно, ветренно, местами очень скользко, но при этом очень жарко от физической нагрузки.
Холодный кулуар коварен. Всем все зависит от погоды. Весной, когда сходит снег и устанавливается сухая погода, а сам кулуар ещё не успел покрыться густым ковром крапивы, он прекрасно проходим на легке. Но зимой, или при неблагоприятных погодных условиях в летний период, кулуар может быть опасен, особенно если туристы двигаются под большим весом неся на плечах увесистые объемные рюкзаки. В этом случае без обьвязок, страховочных веревок, ледорубов и кошек уже никак не обойтись. И совсем не важно, это спуск или подъем. Ну а каска в кулуаре будет не лишней в любое время, так как камнепады тут не редкость
Вот наконец, вершина близка. Мы почти добрались до наиболее сложного участка Холодного кулуарах, так называемой пробки, образованной в ущелье валуном гигантского размера, - немым свидетелем былых природных катаклизмов.
Видео последних метров подъёма к вершине.
С вершины Чатыр-Дага Ангар-Бурун спустились уже затемно. Мы прошли по тропе бегущей вниз вдоль восточной скальной стенки над тиссовым ущельем, гротом и так называемой Форточкой, которая вовсе не форточка, скорее небольшая пологая выемка в скальной стенке, по которой на нижнее плато может подняться человек. Туристы громко именуют Форточку перевалом.
Вечерние склоны Ангар-Бурун остались высоко позади.
На туристической базе "Оникс", было сухо, по коридорам витал лёгкий запах дровяной печи.Отопление на турбазе до сих пор дровяной, газа тут нет и потому помещения основного корпуса по старинке топят дровами, Хотя в отдельно стоящих домиках устроен электробогрев.Центр спелеотуризма "Оникс" в прошлом войсковая часть обслуживающая позиционный район ПВО, а ныне объект принадлежащий одноименному спелеологическому клубу. Условия в центре более чем спортанские, но для неприхотливых спелеологов это не турбаза, а пятизвёздочный отель.
И кстати о спелеологах .Было приятно и неожиданно встретить на турбазе нашего спелеолога Игоря Гаркушу.
Интересно, как такой большой человек может пробираться сквозь узкие шкуродеры пещер? Надо бы на это при случае посмотреть...
Вечером у нас было подведение итогов восхождения и разбор ошибок.
Потом мы дружно занялись ужином.
И подготовкой ко сну.
Так насыщенно прошел наш первый день семинара.
Ночь после насыщенного походного дня и восхождения на высоту 1453 метра, пролетел быстро как один миг. Казалось, что вот только легла, как уже нужно вставать.
А утром 25-го января был прекрасный рассвет нового дня, который получилось встретить над амфитеатром восточной стенки нижнего плато Чатыр-Дага.
Сейчас редко кто может видеть подобное каждый день.
После завтрака, у нас был небольшой радиальный выход на скалы к амфитеатру восточных склонов нижнего плато. Там под непосредственным руководством Ивана Файчука была отработка постановки станции, организация страховки и спуска по скальной стенке с верхней стазовкой. Если выражаться по модному, то мы "дюльферили".
При устройстве станции важна страховка и качество закладки анкеров и распорных устройств. От этого железа и ткани завис жизнь многих.
Скальная страховочная станция — это сблокированные петлёй, верёвкой или репшнуром точки страховки, закреплённые на скале (выступы, стопперы, френды и крюки).
Назначение станций — служить промежуточными пунктами для подъёма всех участников команды и дальнейшей страховки лидера с этого пункта. Иногда станции используются в качестве спусковых точек или для подъёма грузов (например, при спасработах).
По-этому наш инструктор Иван Файчук всегда лично проверяет работу. В данном случае у станции три точки страховки. С объединением страховочных точек в одном месте.
Занятие немного осложнили плохие погодные условия. Несмотря на прекрасное утро, днём на плато опустился туман и упала температура, скалы стали скользкими, а снаряжение влажным. А влажность это всегда не желатеное скольжение. Оно опасно как при спуске, так и при подъёме.
Страхующий по возможности должен видеть действия того, кто осуществляет спуск, но в реальности это не всегда возможно.
Устраивать станцию на скальном выступе довольно опасное мероприяти и потому делать это лучше лёжа.
Благодаря Ивану день пролетел не заметно в постановке станций, спусках и подъёмах. Сырая погода помехой не была.
Утро третьего дня мероприятия целиком было посвящено сборам и спуску с верхнего плато Чатыр-Дага по Красной тропе в направлении остановки Сосновка, - это на трассе Симферополь Алушта примерно по средине между Перевальный и Ангарским перевалом.
Поход-семинар удался. Спасибо организаторам.