Межрегиональная полевая экологическая школа "Голубинские мела"

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ШКОЛЫ

Проводящая организация:

Молодежный клуб Русского Географического общества "Излучина Дона", при поддержке Автономной некоммерческой организации "Излучина Дона"

Место и время проведения:

Хутор Малоголубинский,берег реки Дон, Голубинское сельское поселение, Калачинский район, Волгоградской области.

Руководитель группы и санитарный инструктор:

Педагог дополнительного образования ГБОУ ДО РК «ЦДЮТК» Логачева Наталья Борисовна.

Цель мероприятия:

Формирование у учащихся мотивации к занятиям туристской – краеведческой деятельностью. Создание условий для совершенствования походных навыков и исследовательского мастерства, возможности улучшить достигнутые результаты, развивать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей и подростков, увлекающихся краеведением и туризмом.

Изучение природы, географии и истории родной страны, а также учебных дисциплин предусмотренных учебным планом мероприятия и его программой.

Подготовка ребенка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту для самостоятельной педагогической и организационной работы в сфере экскурсионного дела и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков, создание благоприятной атмосферы для формирования системы нравственных ценностей.

Исходя из цели реализуются следующие задачи:

Образовательные

- способствовать формированию лидерских качеств (навыков руководства и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии);

- способствовать формированию у подростков устойчивых навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

- познакомить обучающихся с разнообразными формами досуговой деятельности и алгоритмом их подготовки;

Развивающие

- способствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных психологических ситуациях, упорства и настойчивости;

- развивать исполнительские способности обучающихся;

- развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности.

Воспитательные

- способствовать воспитанию культуры ведения досуговых мероприятий через овладение основами правильной речи, ораторского мастерства;

- создать условия для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

4. Участники мероприятия:

Фамилия Имя Отчество Должность в мероприятии
Логачева Наталья Борисовна Руководитель мероприятия -санитарный инструктор
Учащиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова» Красногвардейского района Республики Крым Российской Федерации, и Симферопольских школ являющиеся членами кружка 5 человек

Материальное обеспечение и снаряжение:

Все необходимое материальное обеспечение, питание, проживание, включая часть личных вещей: кепки и футболки с логотипом мероприятия предоставляет принимающая сторона.

От участников мероприятия требовалось к установленному сроку 26 мая 2025 года добраться за свой счёт к автомобильному вокзалу города Калач-на-Дону откуда был заказан трансфер (автобус) к месту проведения полевой школы - хутору Малоголубинскому,

Как добирались:

Выехали мы поездом в 23:10 в субботу 24 мая из Симфорополя в направлении города Краснодар, поездом Севастополь-Москва. Наши крымские станции Джанкой, Краснофлотская и город герой Керчь мы проехали в темноте. К Крымскому мосту многие из ребят уже дремали под размеренный стук колес платскартного вагона. Но чтобы посмотреть на арки моста подсвеченные в цвета российского флага встали все.

С некоторых пор у нас запрещено фотографировать из окон поездов железнодорожную инфраструктуру, да и ночью находу сделать качественное фото с помощью обычного телефона довольно сложно, поэту прийдется выложить фото красавца моста взятое из интернета:

В Краснодар мы приехали в 10:28 утра 25 мая и следующая пересадка в сторону Волгограда, нас ждала вечером в 22:10. Поэтому столица Кубани была на весь день полностью в нашем распоряжении.

В Краснодаре

О Краснодарской экскурсии у нас отдельная статья, ну а в этом отчёте стоит выложить пару фотографий:

В Волгограде

Вторая ночь в поезде у нас прошла без суматохи, изрядно набегавшись по Краснодару ребята спали как "убитые".

В городе герое Волгограде мы были строго по расписанию в 11:05 и задержались там не долго.

Быстро перебежав с одного вокза на другой, благо, что железнодорожный и автомобильный вокзалы находятся в Волгограде совсем рядом,ровно в 13:00 мы отправились автобусом в Калач-на-Дону.

В Калаче-на-Дону

Дорога на рейсовом автобусе от Волгограда до Калача-на-Дону занимает около полутора часов и идёт в доль Волгодонского канала, местами подходя к нему почти в плотную.

В Калач-на-Дону мы прибыли строго по расписанию в в 14:25 26 мая 2025 года. С автостанции нас, и других ребят, забрал школьный автобус, отвезя в живописное урочище на берегу Дона, что находится к югу хутора Малоголубинский. Где нас ждала:

Межрегиональная полевая экологическая школа "Голубинские мела"

Как водится, первый день в полевой школе посвящен приему гостей, регистрации прибывающих групп и их размещению в базовом лагере и распределению по учебным направлениям.

День первый 26 мая 2025 года

Место для лагеря было выбрано хорошее, тихое и красивое в живописном урочище прикрытом от ветров меловыми высотами правого берега Дона.

Довольно обширная территория полевой школы площадью в несколько гектар представляет собой зелёную поляну окружённую по краям ивами и ракитами.

Есть где поставить палатки так что бы не мешать друг другу и разбить по всем правилам полевой палаточный лагерь.

Но размещение, размещением, а сразу по приезду покормить ребят, принимающая сторона тоже не забыла.

Так что голодными мы не остались.

Кстати ужин тоже был весьма хорош. Ребятам понравилось .

Ну а вечером были традиционные посиделки у костра перед отбоем.

Вот она романтика путешествия в котором нам предстояло совместить радиальные полевые выходы с учебой. Но это все будет завтра. А сейчас у нас прекрасный теплый весенний вечер у костра.

День второй 27 мая 2025 года

Утро в полевом лагере начинается рано, подъем, зарядка, заправка и сушка палаток, гигиенические процедуры завтрак и развод на занятия.

Занятия в полевой школе организованы, по следующим направлениям:

Ботаника;

Зоология;

Геология;

Гидробиология;

Гидрология;

Гидрохимия;

Палеонтология:

Почвоведение.

Для нас как для жителей степного Крыма, настоящим сюрпризом оказались занятия связанные с гидрологией.

Гидрологам для хождения по берегам Дона выделили настоящее речное учебно-вспомогательное судно проекта Ярославец.

Ребята, да и я сама в том числе, от плавсредства в восторге.

Гидрологические занятия проходили на донских песках, плесах и отмелях, которыми изобилует в этих местах большая излучина реки Дон.

Детям на реке раскрываются не только особенности речной гидрологии, но и геологии и палеонтологии, поскольку Дон река древняя, пробивая свое русло в меловом сужении между Средне-Русской и Приволжской возвышенностями, как раз в том месте где стоит хутор Малоголубинский и наш учебный лагерь, пытливому взгляду исследователя открывается множество окаменелостей.

Характер долины и русла Дона типичен для равнинных рек. Он имеет плавный продольный профиль с уклонами, постепенно уменьшающимися к устью, средний уклон составляет 0,1 ‰. Почти на всем протяжении Дон имеет разработанную долину с широкой поймой, множество рукавов (ериков) и староречий, и достигает в нижнем течении ширины 12—15 км. В районе города Калача-на-Дону его долина сужается отрогами Средне-Русской и Приволжской возвышенностей. На этом коротком участке пойма у реки отсутствует.

Для Дона, как и других рек региона, характерно асимметричное строение долины. Правый коренной берег — высокий и крутой, а левый — пологий и низменный. По склонам долины прослеживаются три террасы. Дно долины заполнено отложениями аллювия. Русло извилистое с многочисленными песчаными мелководными перекатами.

Большая излучина Дона (также, Донская лука) — от Серафимовича (бывшей станицы Усть-Медведицкой) до Калача-на-Дону, а также охватываемая рекой местность. В этом районе Дон делает несколько крутых изгибов, в общем направлении течения на восток, а потом резко поворачивает к югу и сближается с Волгой на расстояние 60 километров, и течёт на 40 метров выше уровня Волги. Это обстоятельство позволило построить в этих местах Волго-Донской канал.

Остальные учебные группы от гидрологов тоже не отставали.

Было интересно и у ботаников, зоологов и у геологов.

Было время и для послеобеденного отдыха.

Крайне увлекательно прошли занятия с насекомыми которые обитают в этих местах

Первый день занятий прошел крайне насыщенно, познавательно и очень позитивно. Спасибо организаторам, всем очень понравилось.

День третий 28 мая 2025 года. Полевой выход.

Полевой выход был у нас на саиый край Среднерусской возвышенности в Большую излучину реки Дон. Это огромное по площади не замедленное пространство нетронутой лесостепи, которое из-за каменистой богатой известняками почвы никогда не распахивались.

К месту проведения занятий мы направились на школьном автобусе -желтом ПаЗике.

Ехать пришлось не долго. Прошло не более пучаса, как мы были в долине реки Малой голубой.

На месте нам предстояло заняться биологией.

И познакомится с богатым животным и растительным миром здешних мест.

В этот раз объектом нашего внимания стали мелкие пресмыкающиеся и насекомые, которые в изобилии водятся в степи придонья.

Некоторые вопросы задаваемые руководителем занятия заставляет задуматься.

Многие из ребят уже не первый год ездят в полевую школу.

В сводное от занятий время, ребята купались в реке Дон, в заранее подготовленном и проверенном месте.

И просто посидеть на пригорке наслаждаясь первозданной тишиной и окружающими степными видами, бескрайних просторов Среднерусской возвышенности.

А после отдыха снова заняться учебой.

Небольшое видео полевого выхода:

День четвертый 29 мая 2025 года.

Новый день у нас начался рано в 4:30 утра. Мы специально поднялись на рассвете, что бы успеть послушать пение птиц.

После утренней прогулки по близлежащим высотам, была поставлена задача на новый полевой выход.

Полевой выход на пески большей излучины Дона.

Оказавшись на Дону во второй раз, я поняла почему советский писатель Михаил Александрович Шолохов назвал свой роман "Тихий Дон".

Вот он - тихий Дон:

Ну а ребята приступили к занятиям.

День пятый 30 мая 2025 года занятия в лагере

Похоже, что биология среди детей стала популярной.

День шестой 31 мая 2025 года. Отчётный

Всё! Полевая школа подошла к концу. Настал последний завершающий день, день отчётности и подведения итогов о проделанной работе.

Ребята многому научились, успели подружиться с преподователями.


Рейтинг: 5/5 - 6 голосов

Комментарии (0)





Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Дата публикации:   2025-05-27 19:17:00

 Количество просмотров: 410

От автора

Друзья, не бойтесь сделать первый шаг на встречу приключениям.