Молодежный клуб Русского Географического общества "Излучина Дона", при поддержке Автономной некоммерческой организации "Излучина Дона"
Хутор Малоголубинский,берег реки Дон, Голубинское сельское поселение, Калачинский район, Волгоградской области.
Руководитель группы и санитарный инструктор:
Педагог дополнительного образования ГБОУ ДО РК «ЦДЮТК» Логачева Наталья Борисовна.
Формирование у учащихся мотивации к занятиям туристской – краеведческой деятельностью. Создание условий для совершенствования походных навыков и исследовательского мастерства, возможности улучшить достигнутые результаты, развивать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей и подростков, увлекающихся краеведением и туризмом.
Изучение природы, географии и истории родной страны, а также учебных дисциплин предусмотренных учебным планом мероприятия и его программой.
Подготовка ребенка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту для самостоятельной педагогической и организационной работы в сфере экскурсионного дела и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков, создание благоприятной атмосферы для формирования системы нравственных ценностей.
Исходя из цели реализуются следующие задачи:
- способствовать формированию лидерских качеств (навыков руководства и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии);
- способствовать формированию у подростков устойчивых навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- познакомить обучающихся с разнообразными формами досуговой деятельности и алгоритмом их подготовки;
- способствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных психологических ситуациях, упорства и настойчивости;
- развивать исполнительские способности обучающихся;
- развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности.
- способствовать воспитанию культуры ведения досуговых мероприятий через овладение основами правильной речи, ораторского мастерства;
- создать условия для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
| Фамилия Имя Отчество | Должность в мероприятии |
|---|---|
| Логачева Наталья Борисовна | Руководитель мероприятия -санитарный инструктор |
| Учащиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова» Красногвардейского района Республики Крым Российской Федерации, и Симферопольских школ являющиеся членами кружка | 5 человек |
Все необходимое материальное обеспечение, питание, проживание, включая часть личных вещей: кепки и футболки с логотипом мероприятия предоставляет принимающая сторона.
От участников мероприятия требовалось к установленному сроку 26 мая 2025 года добраться за свой счёт к автомобильному вокзалу города Калач-на-Дону откуда был заказан трансфер (автобус) к месту проведения полевой школы - хутору Малоголубинскому,
Выехали мы поездом в 23:10 в субботу 24 мая из Симфорополя в направлении города Краснодар, поездом Севастополь-Москва. Наши крымские станции Джанкой, Краснофлотская и город герой Керчь мы проехали в темноте. К Крымскому мосту многие из ребят уже дремали под размеренный стук колес платскартного вагона. Но чтобы посмотреть на арки моста подсвеченные в цвета российского флага встали все.
С некоторых пор у нас запрещено фотографировать из окон поездов железнодорожную инфраструктуру, да и ночью находу сделать качественное фото с помощью обычного телефона довольно сложно, поэту прийдется выложить фото красавца моста взятое из интернета:
В Краснодар мы приехали в 10:28 утра 25 мая и следующая пересадка в сторону Волгограда, нас ждала вечером в 22:10. Поэтому столица Кубани была на весь день полностью в нашем распоряжении.
О Краснодарской экскурсии у нас отдельная статья, ну а в этом отчёте стоит выложить пару фотографий:
Вторая ночь в поезде у нас прошла без суматохи, изрядно набегавшись по Краснодару ребята спали как "убитые".
В городе герое Волгограде мы были строго по расписанию в 11:05 и задержались там не долго.
Быстро перебежав с одного вокза на другой, благо, что железнодорожный и автомобильный вокзалы находятся в Волгограде совсем рядом,ровно в 13:00 мы отправились автобусом в Калач-на-Дону.
Дорога на рейсовом автобусе от Волгограда до Калача-на-Дону занимает около полутора часов и идёт в доль Волгодонского канала, местами подходя к нему почти в плотную.
В Калач-на-Дону мы прибыли строго по расписанию в в 14:25 26 мая 2025 года. С автостанции нас, и других ребят, забрал школьный автобус, отвезя в живописное урочище на берегу Дона, что находится к югу хутора Малоголубинский. Где нас ждала:
Как водится, первый день в полевой школе посвящен приему гостей, регистрации прибывающих групп и их размещению в базовом лагере и распределению по учебным направлениям.
Место для лагеря было выбрано хорошее, тихое и красивое в живописном урочище прикрытом от ветров меловыми высотами правого берега Дона.
Довольно обширная территория полевой школы площадью в несколько гектар представляет собой зелёную поляну окружённую по краям ивами и ракитами.
Есть где поставить палатки так что бы не мешать друг другу и разбить по всем правилам полевой палаточный лагерь.
Но размещение, размещением, а сразу по приезду покормить ребят, принимающая сторона тоже не забыла.
Так что голодными мы не остались.
Кстати ужин тоже был весьма хорош. Ребятам понравилось .
Ну а вечером были традиционные посиделки у костра перед отбоем.
Вот она романтика путешествия в котором нам предстояло совместить радиальные полевые выходы с учебой. Но это все будет завтра. А сейчас у нас прекрасный теплый весенний вечер у костра.
Утро в полевом лагере начинается рано, подъем, зарядка, заправка и сушка палаток, гигиенические процедуры завтрак и развод на занятия.
Занятия в полевой школе организованы, по следующим направлениям:
Ботаника;
Зоология;
Геология;
Гидробиология;
Гидрология;
Гидрохимия;
Палеонтология:
Почвоведение.
Для нас как для жителей степного Крыма, настоящим сюрпризом оказались занятия связанные с гидрологией.
Гидрологам для хождения по берегам Дона выделили настоящее речное учебно-вспомогательное судно проекта Ярославец.
Ребята, да и я сама в том числе, от плавсредства в восторге.
Гидрологические занятия проходили на донских песках, плесах и отмелях, которыми изобилует в этих местах большая излучина реки Дон.
Детям на реке раскрываются не только особенности речной гидрологии, но и геологии и палеонтологии, поскольку Дон река древняя, пробивая свое русло в меловом сужении между Средне-Русской и Приволжской возвышенностями, как раз в том месте где стоит хутор Малоголубинский и наш учебный лагерь, пытливому взгляду исследователя открывается множество окаменелостей.
Характер долины и русла Дона типичен для равнинных рек. Он имеет плавный продольный профиль с уклонами, постепенно уменьшающимися к устью, средний уклон составляет 0,1 ‰. Почти на всем протяжении Дон имеет разработанную долину с широкой поймой, множество рукавов (ериков) и староречий, и достигает в нижнем течении ширины 12—15 км. В районе города Калача-на-Дону его долина сужается отрогами Средне-Русской и Приволжской возвышенностей. На этом коротком участке пойма у реки отсутствует.
Для Дона, как и других рек региона, характерно асимметричное строение долины. Правый коренной берег — высокий и крутой, а левый — пологий и низменный. По склонам долины прослеживаются три террасы. Дно долины заполнено отложениями аллювия. Русло извилистое с многочисленными песчаными мелководными перекатами.
Большая излучина Дона (также, Донская лука) — от Серафимовича (бывшей станицы Усть-Медведицкой) до Калача-на-Дону, а также охватываемая рекой местность. В этом районе Дон делает несколько крутых изгибов, в общем направлении течения на восток, а потом резко поворачивает к югу и сближается с Волгой на расстояние 60 километров, и течёт на 40 метров выше уровня Волги. Это обстоятельство позволило построить в этих местах Волго-Донской канал.
Остальные учебные группы от гидрологов тоже не отставали.
Было интересно и у ботаников, зоологов и у геологов.
Было время и для послеобеденного отдыха.
Крайне увлекательно прошли занятия с насекомыми которые обитают в этих местах
Первый день занятий прошел крайне насыщенно, познавательно и очень позитивно. Спасибо организаторам, всем очень понравилось.
Полевой выход был у нас на саиый край Среднерусской возвышенности в Большую излучину реки Дон. Это огромное по площади не замедленное пространство нетронутой лесостепи, которое из-за каменистой богатой известняками почвы никогда не распахивались.
К месту проведения занятий мы направились на школьном автобусе -желтом ПаЗике.
Ехать пришлось не долго. Прошло не более пучаса, как мы были в долине реки Малой голубой.
На месте нам предстояло заняться биологией.
И познакомится с богатым животным и растительным миром здешних мест.
В этот раз объектом нашего внимания стали мелкие пресмыкающиеся и насекомые, которые в изобилии водятся в степи придонья.
Некоторые вопросы задаваемые руководителем занятия заставляет задуматься.
Многие из ребят уже не первый год ездят в полевую школу.
В сводное от занятий время, ребята купались в реке Дон, в заранее подготовленном и проверенном месте.
И просто посидеть на пригорке наслаждаясь первозданной тишиной и окружающими степными видами, бескрайних просторов Среднерусской возвышенности.
А после отдыха снова заняться учебой.
Небольшое видео полевого выхода:
Новый день у нас начался рано в 4:30 утра. Мы специально поднялись на рассвете, что бы успеть послушать пение птиц.
После утренней прогулки по близлежащим высотам, была поставлена задача на новый полевой выход.
Оказавшись на Дону во второй раз, я поняла почему советский писатель Михаил Александрович Шолохов назвал свой роман "Тихий Дон".
Вот он - тихий Дон:
Ну а ребята приступили к занятиям.
Похоже, что биология среди детей стала популярной.
Всё! Полевая школа подошла к концу. Настал последний завершающий день, день отчётности и подведения итогов о проделанной работе.
Ребята многому научились, успели подружиться с преподователями.