Техника переправ (по В. И. Астафьеву, 1989).Туристы должны уметь определить, в состоянии ли они безаварийно преодолеть встреченную на пути горную или лесную реку. Если есть сомнение в этом, надо найти силу воли для того, чтобы уйти от непреодолимой опасности на поиски другого места. Реку осматривают вниз и вверх по течению на 2-3, а если надо – и на 10-15 км. Когда выясняется, что при переправе в любом месте может произойти авария, маршрут должен быть, безусловно, изменен. В Крыму реки подобных размеров и масштабов отсутствуют. Большую часть года это небольшие относительно легко преодолимым потоки, перейти которые местами можно даже не замочив подошв собственной обуви. Но, есть пару но. Это омуты, которые весьма обманчивы своей глубиной в чистой и прозрачной горной воде и скороподьемность рек. Скороподьемность -это способность реки увеличивать свою глубину и скорость течения в установленные временные сроки. Именно своей скороподьемность опасны крымские реки в период обильных дождей или таяния снега в горах.
По внешнему виду горных и лесных и даже степных рек бывает затруднительно сразу определить размеры опасности. Как правило, горные и лесные реки кажутся менее опасными и трудными для переправы, чем это есть в действительности.
Для выяснения величины опасности при переправе учитывают силу напора воды, наличие катящихся по дну камней, топляков - находящихся в толще воды стволов деревьев, ширину реки, ее глубину, расположение камней в русле, количество туристов в группе, их физические силы и опытность, в том числе и умение плавать.
Для этого служат следующие данные. Сила удара водяной струи зависит от уклона русла. Определить, преодолима ли струя воды для переправы вплавь или вброд, опытный турист может на глаз. Преодолимость реки проверяется наиболее сильным участником группы, идущим в реку на страховке веревкой.
Катящиеся по дну камни могут сбить или покалечить человека. Обычно с берега можно услышать глухие удары камней о дно и вычислить с помощью часов частоту их движения.
Ширина реки не должна превышать длины страхующей веревки или длины страховочной жерди.. Для определения ширины реки надевают головной убор с козырьком или приставляют ко лбу руку в виде козырька. Повернув голову в сторону противоположного берега, смотрят так, чтобы кромка берега совместилась с краем козырька или руки. Стараясь не опустить и не поднять голову, поворачивают ее так, чтобы смотреть вдоль своего берега. Замечают предмет на своем берегу, совместившийся с краем козырька или руки. Измеряют расстояние до замеченного предмета. Это и будет ширина реки. К измеренному расстоянию на всякий случай прибавляют 2-3 м.
Глубину реки устанавливают, пуская на страховке разведчика. Если в группе есть опытные спинигисты - разновидность рыболовов, то речное дно можно простучать тонкой веревкой и грузилом и импровизированным поплавком. Но подобный способ требует большого опыта.
Наличие и расположение камней в воде играет большую роль. По торчащим из воды камням можно перейти непреодолимый вброд поток. За камнями в белых бурунах можно отдыхать, так как здесь в результате встречных потоков (завихрений) напор воды минимальный. В то же время, если за торчащие из воды камни зацепится страхующая веревка, это может привести к гибели туриста.
Количество туристов в группе, их физические силы и опытность имеют большое значение в определении того, можно ли преодолеть горную или лесную реку. При большом составе группы (20-30 человек) наводят безопасную переправу через реку, которую 3-4 туристам форсировать невозможно.
Нельзя ограничивать временем подготовительные работы и саму переправу. Спешка при переправе – это начало аварийного положения. Подготовка переправы и сама переправа могут занять 2–3 часа, но могут отнять и день, и два, и три.
В подготовке и проведении переправы участвует вся группа, за исключением больных. Используется все имеющееся в группе снаряжение, обеспечивающее безопасность.
Во время переправы через опасную реку организуется не менее двух видов страховки, так как успех переправы определяется не только механической прочностью страхующих средств, но и качеством того или иного вида страховки.Только одно прикрепление переправляющегося карабином к перилам может себя не оправдать, если сорвавшегося с кладки затянет водой под бревно. В этом случае сыграет свою роль второй вид страховки – веревка, прикрепленная к груди переправляющегося. С помощью такой веревки сорвавшегося легко подтянуть к берегу.
Время суток и погода сильно влияют на ход переправы. В горных реках меньше всего воды в 4-6 часов утра и больше всего – к вечеру. Фэны (теплые ветры с гор) и дожди в течение нескольких часов, а иногда десятков минут могут резко поднять уровень воды в горной реке. Помните про скороподьемность крымских рек?
Спасательный пост выставляется при переправах больших групп и состоит не менее чем из трех человек. Спасательный пост ставят в 10-20 м ниже по течению в том месте, куда река понесет сорвавшегося (направление определяется с помощью бросаемых в струю веток). Обязательно проверяется, выполнит ли спасательный пост свое назначение. Для этого пускают одного из спасателей в воду на страхующей веревке и выясняют, сможет ли он доплыть к месту, где будет нести сорвавшегося с переправы. (Страховка делается такой же, как и для идущего первым, см. рис. 14.2). Если спасателя сносит течением, спасательный пост надо снять, чтобы не обманывать самих себя и вести переправу с исключительной осмотрительностью, с полной гарантней от срывов.
Страховка идущего первым применяется при переправах вброд, во время организации навесной переправы, во время разведок реки.Идущего первым страхуют с помощью рабочей капроновой или сезалевой веревки. Туриста привязывают узлом булинь за конец основной веревки с узлом на спине. Идти так удобнее. Кроме того, узел на спине помогает вытаскивать сбитого течением человека в положении лежа на спине, при котором вытаскиваемый может легче дышать. Если же узел будет завязан на груди, то при вытаскивании человека переворачивает на грудь, вода бьет прямо в лицо. Дышать в таком положении нельзя.
Делается одно плечико (а не два, как обычно) для того, чтобы узел от плечика оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи, один, быстро отвязать плечико, передвинуть булинь на грудь и развязать узел.
К страхуемому прикрепляется карабином тридцати-метровая вспомогательная веревка, отходящая к берегу под некоторым углом к основной веревке и идущая всегда ниже первой по течению. Вес всех веревок на идущем впереди должен быть наименьшим. Веревки по возможности надо держать на весу, в воде не полоскать. Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, так как веревку приходится, смотря по ходу событий, то очень быстро вытравить, то так же быстро выбрать. Вот почему страхующую веревку держат на берегу два-три человека, просто взяв ее в обе руки.
В случае, когда надо быстро выдать веревку вслед идущему первым (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей веревки выбрасывается против течения.
Выбравшись на противоположный берег, идущий первым должен сначала закрепить веревку (например, обойдя вокруг дерева), а потом отвязаться.
Для того чтобы вытащить идущего первым, сбитого течением воды, необходимо: а) удерживать страхуемого на основной веревке, а если натяжение ее мешает страхуемому держаться над водой, вытравить веревку, чтобы дать возможность человеку спокойно сплывать по течению или встать. Этого можно достигнуть в больших пределах, перебежав с веревкой в руках по берегу ниже по течению; б) одновременно подтягивать страхуемого к берегу вспомогательной веревкой (располагаемой перпендикулярно к течению или несколько против течения ниже основной веревки).
Надо всегда помнить, что в случае падения идущего первым в воду страхующая веревка не должна вытягиваться втугуюи удерживать сорвавшегося в положении, когда течение тянет человека вниз, а веревка, удерживая его, не дает возможности ни встать, ни плыть. Это всегда самое опасное положение, допускать его нельзя.
Вот почему надо так организовывать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить веревку и дать возможность человеку плыть вниз по течению, одновременно быстро подтягивая его к берегу.
Идущий первым может сделать не одну попытку, прежде чем ему удастся достигнуть другого берега.Надо помнить, что с каждой даже неудачной попыткой идущий первым приобретает опыт преодоления данного участка реки. Смущаться первыми неудачами не следует.
Веревочные перила наводятся с помощью основной веревки для переправы по камням, вброд, по кладкам, по снежному мосту.
Для того чтобы перила были прочны, веревку надо натянуть и привязать к опорам. Обычно опорами служат стволы деревьев. Если ствол недостаточно надежен (например, дерево тонковато или непрочно сидит в почве), конец веревки дополнительно привязывают ко второму, более прочному дереву. Перила могут быть привязаны к кусту. Веревку обкручивают сразу вокруг нескольких веток куста ближе к его корням, а иногда конец веревки дополнительно привязывают к вбитому в землю колу с тем, чтобы предупредить соскальзывание ее через вершины ветвей.
Опорами для перил могут служить камни или скалы.Надо следить за тем, чтобы камни прочно лежали на берегу и при натяжении перил не сорвались в воду. Особенно осторожно надо выбирать камни, лежащие на краю подмываемого водой берега или на снежном мосту. Если камень лежит на основании снежного моста, то при обвале снега в реку такая опора может съехать в воду вместе с перилами.
Перила можно привязать к колу, вбитому в грунт берега. Для страховки надо забить два-три кола на глубину примерно в полметра на расстоянии друг от друга в метр.
Опоры на берегу реки, где нет ни деревьев, ни подходящих камней и где нельзя вбить кол, строятся из альпенштоков или палок, высотой метра в полтора. Опора устанавливается метра за два от воды. Связывают концы четырех, пяти палок и, раздвигая их «шалашиком», ставят на землю. К их основаниям привязывают две поперечные перекрещенные палки. «Шалашик» до самого верха засыпается камнями любого размера. Получается очень надежная опора, которую при натяжении перил не в состоянии поколебать даже 10–15 человек. Однако простого натяжения перил между прочными опорами еще недостаточно для того, чтобы сделать переправу безопасной. Такие перила все-таки лишены важнейшего достоинства – большой устойчивости. Веревка, которая неожиданно проваливается под рукой, уходит под напором руки в сторону или наваливается на туриста, часто становится причиной тяжелой аварии.
Для натяжения временных перил на безопасных переправах туристы держат веревку так, как это делается при обычной, применяемой во время скалолазания, страховке через плечо.
Тот или иной вид переправы выбирается в зависимости от условий местности и возможностей группы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом (шеренгой или в кругу взявшись за плечи), вплавь, по кладке, по снежному мосту, по навесной переправе, по подвесному мосту.