Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Центр детско-юношеского туризма и краеведения».
Маршрут рассмотрен маршрутно-квалификационной комиссией ГБОУ ДО РК «ЦДЮТК».
Руководитель похода и санитарный инструктор:
Педагог дополнительного образования ГБОУ ДО РК «ЦДЮТК» Логачева Наталья Борисовна.
Помощник руководителя:
Педагог младших классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Калининская школа имени М.К.Чупилко» Сильченко Татьяна Николаевна.
Поход совершён группой туристов творческого объединения «Путешествуем по Крыму» ГБОУ ДО РК «ЦДЮТК"
Цели похода: формирование у учащихся мотивации к занятиям туристской – краеведческой деятельностью. Создание условий для совершенствования походных навыков и исследовательского мастерства, возможности улучшить достигнутые результаты, развивать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей и подростков, увлекающихся краеведением и туризмом.
Изучение истории родного полуострова. Посещение мест древних городищ и памятников истории. Подготовка ребенка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту для самостоятельной педагогической и организационной работы в сфере экскурсионного дела и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков, создание благоприятной атмосферы для формирования системы нравственных ценностей.
Исходя из цели реализуются следующие задачи:
- способствовать формированию лидерских качеств (навыков руководства и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии);
- способствовать формированию у подростков устойчивых навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- познакомить обучающихся с разнообразными формами досуговой деятельности и алгоритмом их подготовки;
- способствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных психологических ситуациях, упорства и настойчивости;
- развивать исполнительские способности обучающихся;
- развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности.
- способствовать воспитанию культуры ведения досуговых мероприятий через овладение основами правильной речи, ораторского мастерства;
- создать условия для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
| Вид туризма | Заявленный километраж | Пройдено в активной части похода | Продолжительность |
|---|---|---|---|
| Пешеходный | 19 километров | 19 километров | Поход проходил с 16-18 мая 2025 года. Активная пешеходная фаза похода по 14 часов. |
| Фамилия Имя Отчество | Должность в походе |
|---|---|
| Логачева Наталья Борисовна | Руководитель похода-санитарный инструктор |
| Сильченко Татьяна Николаевна | Помощник руководителя |
| Учащиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова» Красногвардейского района Республики Крым Российской Федерации, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Калининская школа имени М.К.Чупилко» и Симферопольских школ являющиеся членами кружка | 24 человек |
| Сопровождающие из числа родителей | 3 человека |
• Групповая аптечка.
• Средства связи: рации Baofeng UV-16 Pro - 3 шт.
• Продукты питания: консервы, орехи, конфеты, хлебные галеты, печенье. Вода питьевая - 1 литр на человека.
• Фонари налобные - 29 шт.
• Аккумуляторные батареи для зарядки телефонов и фонарей - 29 шт.
• Карта района похода, компас.
В сети Интернет: http://туристы-краеведы.рф
3. Подробная нитка маршрута:
Усадьба "Эски-Кермен", усадьба "У Михаила", крепость Кыз-Куле, урочище Черкез-Кермен, храм Донаторов, пещерный монастырь "Челтер-Мармара".
Вид спорта: пешеходный туризм.
Возрастная группа: средняя возрастная группа (7-13)
Этапы похода:
| Номер | Начало | Конец | Продолжительность |
|---|---|---|---|
| 1 | Подножие мыса Кыз-Куле | У Михаила | 3,0 километра |
| 2 | У Михаила | Крепость Кыз-Куле | 3,0 километра |
| 3 | Крепость Кыз-Куле | Урочище Черкез-Кермен | 1,2 километра |
| 4 | Урочище Черкез-Кермен | Храм Донаторов | 0,8 километра |
| 5 | Храм Донаторов | У Михаила | 1,7 километра |
| 6 | У Михаила | Монастырь Челтер-Мармара | 1,1 километров |
| 7 | Монастырь Челтер-Мармара | Ласточка Крыма | 1,1 километров |
| 8 | Ласточка Крыма | Подножие мыса Кыз-Куле | 3,0 километра |
| Итого: | 12,9 километров | ||
Маршрут проходил на территории Бахчисарайского района, Холмовского сельского поселения и Терновского сельского поселения Севастопольского городского округа в горном Крыму.
Начало маршрута, 181 у мыса Кыз-Куле, наивысшая точка маршрута 394 метра у пещерного монастыря "Челтер-Мармара".
| Препятствие | Категория | Длина | Координаты | Описание |
|---|---|---|---|---|
| Перепады высот | Нет категории | весь маршрут | весь маршрут | Общий перепад высот при наборе высоты составил 123 метра |
| Скальная перемычка Кыз-Куле | Нет категории | высота над уровнем моря 240 метров, высота над основанием 5 метров | х=44.617124, у=33.735884 | ширина перемычки до 1,5 метров |
| Наёмный автобус | Время отъезда- время прибытия | День недели |
|---|---|---|
| ст. Краснопартизанская -г. Симферополь - остановочный пункт 1509 километр | 15:50 - 20:10 12:00-14:15 | ежедневно туда и обратно |
Наемный автобус.
| Наёмный автобус | Время отъезда- время прибытия | День недели |
|---|---|---|
| Остановочный пункт 1509 километр - усадьба Ласточка Крыма | 16 мая 20:15 - 20:30, 18 мая 11:00 - 11:15 | по заказу туда и обратно |
Из степного Крыма в район пещерного городища Эски-Кермен лучше всего добираться собственным или наемным транспортом, - так удобней. Но из за того, что в поход отправились кружковцы проживающие в сёлах Красногвардейского района и города Симферополя, был выбран вариант с общественным транспортом.
Выезд состоялся в пятницу 16 мая 2025 года во второй половине дня, так в первую половину у ребят были занятия в школе. Первая группа кружковцев села в пригородный электропоезд на станции Урожайная Крымской железной дороги, вторая группа присоединилась на станции Краснопартизанская, и уже в городе Симферополь две первые группы соединились с третьей, объединившись в единую туристическую команду.
Так, с одной пересадкой в Городе Симферополе, добрались по железной дороге к остановочному пункту 1509 километр, что расположен у села Фронтовое, Верхнесадового муниципального округа, Нахимовского района Севастопольского городского округа.
На полустанке мы пересели в наемный автобус и так добрались к месту ночёвки - усадьбе "У Михаила".
После заселения и постановки палаток, мы приступили к приготовлению ужина: макарон с сыром и сосисками. Немного не по туристки, но нашим местом стоянки была усадьба и потому, можно было себе позволить продукты питания для хранения которых необходим холодильник.
Спасибо всем, кто принимал участие в его приготовлении.
Легли спать мы немного поздно, но утро 17 мая оказалось бодрым, ребята принялись помогать родителям в приготовлении бутербродов и гречки с тушенкою.
Завтрак на свежем воздухе всегда аппетитен.
Готовить кушать каждый помогал как мог.
После завтрака и мытья посуды туристы выдвинулись в радиальный выход на возвышенность Топечик которое плавно переходит в треугольное лесистое обывистое плато высотой от 390 до 240 метров над уровнем моря. Плато имеет в длину порядка полутора километров и в ширину до четырехсот метров оно постепенно сужается с юга на север до узкой пяти метровой скальной перемычки у Башни Кыз-Куле, за которой плато расширяется переходя в одноименный остроконечный мыс. По бокам плато находятся две глубокие балки с отвесными скальными краями высотой 30-40 метров. С запада это балка Черкез-Кермен богатая непересыхающими родниками Папаз-Чешме и Осман Эфенди - Чешмеси. С востока балка граничит с плато Эски-Кермен.
Плато Топечик сложено нуммулитовыми известняками которые формируют гребень Внутренней гряды Крымских гор. Эту породу составляют раковины простейших организмов эоцена. Она применяется в качестве бутового и стенового камня, для производства извести.
В прошлом веке в балке Черкез-Кермен ещё стояло Селение Крепкое:
Прогуливаясь в низовьях балки, если присмотреться к скальными стенкам или посмотрев вниз со скал, когда ещё нет обильного травостоя, то можно увидеть остатки домов ютившихся в балке у огромных валунов и слабые контуры деревенских улиц и кварталов.
Теперь, после нескольких войн и укрупнений населенных пунктов это место выглядит вот так;
А тогда в Крепком мирно соседствовали дворы селян относящихся к разным религиозным конфессиям. Нынче уже нет мечети стоявшей посреди села., Но, в южной части балке у скалы Кильсе Кая (Череп) разделяющей балку на две части уцелел пещерный храм Донаторов, выбитый в пещере на вершине скалы
Храм Донаторов в Крыму считается одним из древнейших культовых сооружений полуострова созданных как говорится с нуля. По самой распространенной версии, постройка храма, а точнее вырубка его в скале датирована 12 веком. Возможно, что где-то найдутся и более ранние скальные культовые сооружения, но они не были изначально построены как храм, а лишь в последствии были приспособлены под него. Название церковь получила благодаря какой-то местной знатной семье, которая выделила деньги на ее возведение. «Донатор» в переводе значит «даритель». Многие ученые полагают, что покровителями этого места были сам князь Феодоро с супругой. Этот человек основал княжество, которое по сей день является одной из главных загадок полуострова и вполне мог заказать постройку церкви. В пользу этой версии говорит то, что западная стена когда-то была украшена рисунком в виде двух фигур – мужской и женской. Специалисты считают, что это те самые донаторы. По всей видимости, сооружение было их семейным храмом. А что было на сам деле мы вряд ли когда-нибудь узнаем, тем более что от древних фресок уже мало что осталось.
Название памятнику, по сюжету фрески, изображающей семью ктиторов, строителей церкви, в 1920-х годах дал Николай Эрнст, он же и предположил, то на стенах храма изображены дарители.
Николай Эрнст, Анатолий Якобсон и Юрий Могаричёв допускали существование небольшого поминального скита-усыпальницы местного князя (установлено наличие одного, возможно двух захоронений). Возможно, рядом с храмом были некие наземные сооружения: перед входом и на площадке сохранились гнёзда для деревянных конструкций.
Время создания памятника Николай Репников сначала датировал второй половиной XIV века, а затем конкретизировал — 1380-ми годами. Н. Л. Эрнст считал, что храм основан в XIV или начале XV века, Олег Домбровский относил создание к концу XII — началу XIII века. А. Г. Герцен и Ю. М. Могаричёв относили строительство ко времени ранее середины XIV века. Андрей Виноградов высказывает предположение, что храм был устроен женщиной из княжеской семьи, принявшей монашество под именем Марии, как усыпальница для своих умерших родственников в 1351 или 1381 году.
В 1848 году участник крымской экспедиции графа Алексея Уваров художник Мориц Вебель создал несколько акварелей, скопировав росписи — тогда ещё наименее разрушенные, но в известных научных работах рисунки не анализировались до начала XXI века. Также Евгений Марков в своей книге 1872 года упоминает остатки византийских фресок.
В 20-х годах, в процессе работы крымской археологической экспедиции. Её участники отмечали фрески в своих работах: Н. Л. Эрнст обратил внимание на хорошую сохранность стенописи. Анатолий Якобсон считал роспись созданием константинопольского художника. В 1927 году, как руководитель крымской экспедиции Центральных государственных реставрационных мастерских фрески храма Донаторов, в числе прочих, изучал И. Э. Грабарь. С его прибытием Николай Эрнст связывал ожидание подтверждения мнения участников исследований о создании стенописи в палеологовском стиле в XIV или начале XV века.
Подробное описание фресок в те же годы оставил Н. Репников; Олег Домбровский в работе 1966 года подробно проанализировал росписи и сделал свои трактовки. По его мнению фрески были написаны в несколько приёмов (одна поверх другой). Роспись конхи апсиды учёный отнёс к концу XII — началу XIII века, остальные композиции создавались постепенно, до конца XIV века, и ктитором выступал сам местный князь. Мнение Домбровского оспаривает художник-реставратор Ирина Геннадьевна Волконская: «предположение О. И. Домбровского о разновременности росписи отдельных частей храма „Донаторов“ ни с точки зрения стилистики живописи, ни с точки зрения технологии никак не подтверждается». Росписи храма к настоящему времени практически не сохранились — кое-где остались только небольшие фрагменты, поэтому современные исследователи опираются на описания, в основном, экспедиции Николая Репникова 1920-х годов и, в меньшей степени, более поздние обследования О. И. Домбровского.
В конхе апсиды изображён «поясной» Деисус с крупной фигурой Христа в красной ризе и предстоящими справа Иоанном Крестителем и Богородицей слева. В нижней части алтаря — многофигурная композиция «Поклонение жертве» (также «Поклонение Агнцу» со стоящими по обе стороны святителями. Средняя часть крайней слева фигуры диакона написана в вырубленной в стене нише — из этого Домбровский сделал заключение, что часть росписи была сделана позже основной, и, возможно, вообще изначально не планировалась.
На потолке над алтарём размещена фреска Благовещения, далее идут сюжеты Крещения Господне и Сретение. В северной части потолка в пяти медальонах, оформленных «пышным орнаментальным узором». изображены поясные фигуры святых, из которых к 1920-м годам сохранились изображения Ермолая, Пантелеймона и апостолов Петра и Павла. Далее в этой части потолка картина мучения Феодора Стратилата перед царём и усекновение его главы.
Северная стена архитектурно разделена на аркосолии. В западном в 1920-х годах ещё сохранялись «незначительные остатки фигур Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского в рост в воинском наряде с фрагментом малой фигуры между ними». В восточном, по уцелевшим копытам коня, предполагались остатки конной фигуры. Аркосолии по краям были орнаментированы узором и надписями вязью. Между дугами арок вписаны медальоны с бюстами святых. Простенок у алтарной преграды украшали поясные изображения двух мучениц с орнаментом понизу. О. Домбровский считал, что на северной стене изображён не Георгии Победоносец.
По сюжету фрески в аркосолии западной стены храм и получил название: считается, что на ней и изображены донаторы, хотя к 1920-м годам от росписи сохранялись фрагменты. По центру была мужская фигура в полный рост в в нимбе, богатом красном одеянии, с молодым лицом и бородкой. Н. Репников считал, что это мученик Акиндин. Н. Эрнст, а позже О. Домбровский предполагали, что изображён Христос. Справа женщина-монашка, с молитвенно протянутыми к Христу руками, слева — две фигуры, мужская, с бородой и в оригинальной шапке с матерчатым верхом и меховой опушкой и рядом остатки женской в красноватой одежде с короткими по локоть рукавами и с остроконечным кокошником на голове — эти фигуры и считаются изображением донаторов.
Росписи южной стены не сохранились, но остатки фрагментов на оконных откосах сохранялись ещё в 1920-е годы.
Современное состояние храма крайне удручающее, росписи со стен соскоблены практически полностью и в большинстве утрачены. Но храм жив, периодически в нем священник проводит службы.
Следующим послеобеденным этапом нашего похода было посещение пещерного монастыря Челтер-Мармара.
Челтер-Мармара — памятник археологии, пещерный монастырь, расположен на обрыве горы Челтер-Кая, в полутора километрах на северо-запад от села Терновка на территории города Севастополя. Объект культурного наследия народов России федерального значения
Многие христианские храмы в Крыму возникали именно на тех самых местах, которые в язычестве почитались как священные. Одним из подобных сооружений можно назвать пещерный монастырь Челтер-Мармара, который возник одновременно с Шулданом (VIII век), но более значительным по размерам.
Челтер в переводе с крымскотатарского — «решетка», «сетка», Мармара — название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. В нём насчитывается более 50 пещер, расположенных в четыре яруса: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 4 храма. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решётку.
В историографии сведения о Челтер встречаются редко, но тем не менее ему были посвящены отдельные, относительно подробные публикации. Первые полные сведения о монастыре были опубликованы лишь А. Бертье-Делагардом (1886 год), который отметил здесь 50 помещений, из которых 3 были церквями.
Главным храмом исследователь считал большую естественную пещеру длиной более 30 м, в восточной части которой вырублена апсида. Он также подробно изучил церковь в третьем ярусе, аналоги которой Бертье-Делагард видел в малом храме Шулдана и церкви скита на станции Инкерман-1. Опубликовал он и сведения о церкви в четвёртом ярусе, правда, без архитектурных обмеров, а также о культовую пещеру в пятом ярусе, которую определил как маленькую часовню или жильё схимника.
С 2007 года на территории монастыря расположен Спасо-Преображенский скит Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря Симферопольской епархии.
После посещения Челтер-Мармара у нас был ужин с пловом. который приготовили родители детей.
А потом были посиделки у костра и жареная маршмелоу.
А наследующей день рано утром - наш ждал Эски-Кермен
Территория города занимала площадь 8,5 га, имея в длину 1040 м и 170 м в ширину. Построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м высотой. Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма, после Чуфут-Кале. Он входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник
Город был основан в конце VI века как византийское пограничное укрепление и просуществовал до конца XIV века, пока не был кончательно разрушен и разграблен Османами. История города до X века известна мало, поскольку город был незначительным пограничным укреплением. Хотя на данный момент некоторые исследователи склоняются к версии, что, возможно, крепость Дорос находилась именно здесь, а не на Дырявом мысе Мангуп-Кале. Это отражено в названии города крымскими татарами: «Старая крепость». Косвенным подтверждением этой гипотезы является наличие осадного колодца VI века, с лестницей из шести маршей и с восемьюдесятью ступенями, с двадцатиметровым коридором; подобного не было в других известных укреплениях византийцев периода строительства защитной линии от набегов кочевников в Средней гряде Крыма.
С X века город постепенно разросся, и его расцвет пришолся на XII и XIII вв., когда количество жителей, по оценкам учёных, превысило 2000 человек. В то время здесь уже существует полноценный средневековый город, плато застроено прямоугольными кварталами, разделёнными между собой достаточно широкими улицами, по которым способна проехать повозка. На территории города находился правящий епископ округи, о чём свидетельствуют остатки кафедры в храме у центральных ворот. В городе была расширена и перестроена базилика, которая предположительно была построена в период с конца IV века до начала VIII века, в центральной части плато.
В 1299 году город был разрушен войсками монголов под предводительством золотоордынского беклярбека Ногая и уже не смог до конца восстановить своё былое значение. В 1399 году монгольская армия под предводительством темника Золотой Орды Едигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался. В окрестностях осталось только небольшое поселение Черкес-Кермен (с. Крепкое), расположенное между северной оконечностью Эски-Кермена и Кыз-Куле. Оно просуществовало с периода поздней античности и до начала 70-х гг. ХХ века.
Сейчас это второй по посещаемости пещерный город после Чуфут-Кале.
Цели похода полностью достигнуты. Отработано движение в составе группы, совершено восхождение на плато Топечик. Осмотрены памятники старины и объекты культурного наследия Крыма.
Данный маршрут может быть использован для детского туризма. Позволяет углубить краеведческие знания (история полуострова начиная с каменного века и до средневековья), изучить природу родного края, закрепить навыки ориентирования и техники пешеходного туризма, формировать навыки организации и проведения путешествий.
admin:
24 May 2025г. в 21:15
Прекрасный был поход и хорошая экскурсия.
Борисовна:
25 May 2025г. в 08:25
Замечательный поход получился! Легкий и красивый на панорамные виды. Увидели много цветов, жучков, птичек пытались рассмотреть и изучить.
Доброжелательная атмосфера в группе и веселое настроение всех участников!
Ульяна Вензелюк:
26 May 2025г. в 15:43
Сын в восторге от похода! Это было настоящее приключение! Спасибо большое, что показываете нашим детям такие красивые места!
Оксана Фомина:
29 May 2025г. в 12:56
Мы были участниками этого похода! Большая благодарность преподавателю . Поход был интересным , познавательным . Гармония и связь с природой, то что сейчас нам нужно! Много интересных мест , их история, о которой раньше даже не знали!